Велотур по ГОРНОМУ АЛТАЮ. 
7 дней по Чуйскому тракту.
Ночевки на базах отдыха. Все включено.
 У нас свой ВЕЛОПАРК. Есть даже электровелосипеды!!!
Мы на месте. Пишите-звоните. :)

Работаем с 5 до 4:59 мск. Сейчас 22:17 8 923 663 21 47

На месте Заказать звонок

Работаем с 5 до - 4:59 мск. Сейчас 22:17
8 923 663 21 47
Whatsapp/Telegram
Работаем с 5 - 4:59 мск. Сейчас 22:17.
Задайте вопрос или закажите звонок.

8 923 663 21 47
Whatsapp/Telegram

Велотур по Алтаю: cага, в 6 эпизодах

Отчёт

С разрешения автора, Ивана Нагаева, публикуем рассказ о велотуре августа 2017. Скомпоновали из постов вконтакте, чтобы и тут было.

А по этой ссылке собрали оригиналы: тык. Почитайте, Иван целую сагу написал, в 6 эпизодах)


Это было моё второе путешествие по Республике Алтай. Маршрут пролегал по Чуйскому тракту М-52: Семинский перевал - Акташ.

В общей сложности наша команда отважных велосипедистов из четырёх человек, включая меня, Екатерина КарцеваМаксим Овчинников и космического гида Айсулана преодалела 235 км пути и, примерно, 1500 м подъёмов и спусков..

Это было незабываемое путешествие, эмоции от когорого остаются и по сей день со мной, однако, передать словами их не возможно. Необходимо прочувствовать и пережить самому эти, меняющие сознание, моменты. 
Хочу поделится с Вами Алтаем таким, каким увидел его я сквозь видоискатель своего фотоаппарата. Этим постом открываю небольшое повествование о семи удивительных днях на колёсах в окружении прекрасных людей и неописуемой красоты природы.. 

Эпизод 1. Семинский перевал.

Семинский перевал (с монгольского "себи" - крепость), находится на 583-м км Чуйского тракта (начало отсчёта от Новосибирска), отметка 1717 м над уровнем моря. Подъём - 9 км, спуск - 11 км. Наивысшая точка неподалёку - гора Вершина Тияхты. На склоне которой располагается учебно-тренировочный центр "Семинский" с летними беговыми дорожками для лыжероллеров, зимним горнолыжным спуском с вершины горы и двумя лыжными подъёмниками на 840 и 1040 м. Здесь смыкаются два хребта: Чергинский и Семинский. Дорога проходит в седловине между доминантами - Сарлыком и Вершиной Тияхты. С перевала стекают две реки - Сема на север, Туэкта - на юг. 
В 1956 году на вершине перевала была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения Горного Алтая в состав России.


Семинский перевал встретил нас по-настоящему горной погодой: +9 градусов, ветер, тучи, чередующиеся с туманом и, даже, град. Но и солнце не забывало выскакивать из за туч во всём своём великолепии и освещать просторы, играя с тенями облаков на холсте склонов и текстурой деревьев..


А под занавес дня и наступления следующего, небо прояснилось и мы увидели космос. По-настоящему "обездвижительное" и "обезречивающее" зрелище. Мёрзли и восхищались мириадами звёзд в тёплой душой компании. Успели застать концовку Персеид и позагадывать желания.


Эпизод 2. Семинский перевал - Онгудай. 

Погода наладилась, выглянуло солнышко. Первый велодень путешествия оказался самым лёкгим в плане передвижения, потому как практически весь путь мы спускались вниз от Семинского перевала до села Онгудай. 


Участок протяжённостью 56 км проехали в прогулочном темпе, привыкая к ходу велосипеда с велорюкзаком на заднем колесе и асфальту Чуйского тракта. Ну и, конечно же, остановки для фото сами собой напрашивались, открывая красивые сюжеты вдоль дороги и реки Урсул.

В селе нас ждала гостиница (или гостевой дом, кому как нравится) со всеми удобствами, вечером даже удалось приготовить шашлык. 
Приехали в село к обеду и оставшееся время до утра следующего дня мы уделили пешей прогулке, изучая село и его окрестности. 

Забрались на гору, расположенную к северу от Онгудая. Вид с неё можно увидеть на фотографиях. Онгудай - административный центр и крупнейший населённый пункт Онгудайского района. Село основано в 1626 году. Название переводится как "десять Богов" - именно столько призвал основатель Апчи, обращаясь с просьбой беречь и хранить эту землю. Местные жители искренне верят, что благославление богов простёрто над Онгудаем и по сей день. Село распложено на высоте 860 м над уровнем моря, в географическом центре Горного Алтая. Проживает в селе примерно 5,5 тыс.жителей.

Эпизод 3. Онгудай - перевал Чике-Таман - Кордон Кур-Кечу. 

Позавтракав в кафе с весёлым названием "У Никитки", мы надели велошлемы и покинули Онгудай. В переди по маршруту нас ожидало серьёзное испытание - подъём на перевал Чике-Таман. 
Перевал находится на 659 км Чуйского тракта. Высота - 1460 метров (от уровня моря), подъём - 7 км, спуск - 4 км. К слову сказать, забиралтсь мы на него налегке, предварительно оставив рюкзаки в Онгудае. Но и без них было совсем не просто. прекрасная кардио тренировка.
На вершине перевала есть смотровая площадка также, как и везде у достопримечательностей, сувенирные палатки, перекус и прочие радости туриста. 

С перевала открывается великолепный вид на плотно стоящие громады гор. Внизу, среди скал видна дорога, а если перед подъёмом, у километрового столба 656-й км свернуть на еле заметную грунтовку, то можно забраться на Чике-Таман по старому участку Чуйского тракта. Однако, движение на машине по ней может стать приключением, так как встречный разъезд весьма затруднителен. 
Чике-Таман - памятник природы Республики Алтай. 

На вернише мы отобедали за деревянным столиком у края обрыва, под звуки традиционной Алтайской музыки и созерцания открывающейся панорамы. 
Спуск был несравнимым удовольствием - в ушах свистел ветер, а велосипед, придавленный весом наездников и вновь появившихся чудесным образом велорюкзаков, утюжил асфальт в бесчисленных поворотах, как болид формулы один. 


Когда мы спустились с перевала, к нами присоединилась быстрая спутница - горная река Большой Ильгумень и сопровождала нас вдоль по маршруту до самого места ночёвки. Пересекая реку за селом Купчегень, дорога выходит к неожиданно открывающейся широкой долине Катуни. На Катуни, близ устья Большого Ильгуменя расположен один из мощнейших порогов - Ильгуменский. 


На 680-м км у указателя "Кордон", мы свернули на ночлег. Освоившись на турбазе рафтеров, нырнув в холодные воды Ильгуменя, понаблюдав за прохождением порога отважных катамаранщиков, расположились на отдых. Предварительно, по пути, купив тушёнки с макарошками - сварили на костре традиционное кушание туристов. Ну а перед сном усталость и напряжение в ногах после 46-ти км пути помогла снять баня. 
Но бысто лечь спать не удалось, потому как мы снова увидели космос! И здесь он был ещё ближе, ещё ярче и масштабней.


Эпизод 4. Кордон и Бом Кур-Кечу - Иня - Чуй-Оозы - ур. Калбак-Таш - ур. Ак-Бом. Отрезок в 62 км. 

Сварив с утра кашу на костре со сгущёнкой и подкрепившись основательно, мы распрощались с уютным и атмосферным Кордоном. Небо затянуло тучками и свежий ветерок подгонял в спину. После Кордона, Чуйский тракт проходит вдоль бомов (Бом - высокая отвесная скала, утёс, обрывающийся к руслу реки или дороге). У бома Айры-Таш тракт входит в каменные ворота - узкое симпатичное ущелье - ворота. Вплоть до Малого Яломана тракт проходит высоко над обрывом, под которым внизу бурлит Катунь. Пейзаж аскетичный и довольно суровый. Со всех сторон дорогу окружают пустынные скалы. В Малом Яломане свой благоприятный микроклимат: словно мираж в пустыне, здесь цветут яблони, вишни, груши и, даже, погаваривают, абрикосы..  

У села Иня стоит обратить внимание на два моста через Катунь. Один из них - новый, построенный сравнительно недавно (в 1970-м г.). По нему проходит современный Чуйский тракт. Советую на нём не зевать по сторонам, потому как это особоохраняемый объект и бдительные дядечки-охранники могут матюгнуться на Вас по громкой связи, что бы проезжали мост без остановки - хотя, уж очень хочется на нём остановиться и сделать панорамные снимки округи.. Другой мост - старый, уже не эксплуатирующийся, 1936 года постройки - своеобразный памятник истории, техники и архитектуры той поры. Мост примечателен тем, что главным инженером и начальником его строительства был студент Московского автодорожного института - Сергей Афанасьевич Цаплин. Ему в то время было..26!!!! лет. Построенный им из лиственницы мост был первым двухвановым висячим мостом в мире.  

Выше села Иня (дплее по пути) находится место, в котором величественная Катунь сливается со своенравной Чуей. На противоположном берегу от смотровой площадки находится гора Таш Патыр (Каменный богатырь), и действительно, если приглядеться, можно увидеть в горе человеческое лицо воина-богатыря.  

Следующим местом остановки по маршруту было урочище Калбак-Таш, что в преводе означает "плоский расширенный висячий камень, гора". На скальной возвышенности, расположенной поперёк Чуи, нанесено более 500 композиций, насчитывающих более 5 тыс. рисунков-петроглифов. Все они выбиты каменными или металическими орудиями в основном точечной техникой. Древнейщие из рисунков датируются восьмым тысячелетием до Рождества Христова. Это эпохи неолита, бронзы, Скифская и Древнетюркская. Это место силы Алтайцев. Священное место, потому нужно соблюдать правила этикета и уважать местные обычаи и правила поведения.  

Пропитавшись энергетикой древнего места, с открытым вторым дыханием, мы закончили свой маршрут насыщенного на достопримечательности дня на турбазе "У Егорыча", что располагается в урочище Ак-Бом или Белый Бом. "Приятным" бонусом стал крутой подъём в горку с дороги к воротам базы :) Место во истину замечательное, в окружении скал, у горного ручья. Ночевали снова в Аиле, а кушали в кафешке. Вечером дорожную усталость снова помогла снять баня, а ночью, уже традиционно, мы смотрели звёздные фильмы. 

Кстати говоря, Белый Бом - огромная отвесная скала из белого известняка, высящаяся над Чуей - был самым опасным местом Чуйского торгового пути. Встретившись здесь вьючные лошади были не в состоянии разминуться. Во избежание такой встречи, путник, приближавшийся к Белому Бому, был вынужден оставить лошадь, а сам пойти вперёд и положить на тропу свою шапку - предупредить, таким образом, едущих ему навстречу. Теперь же в горе из белого известняка вырублено широкое шоссе. 

Эпизод 5. урочище Ак-Бом - Акташ (отрезок 48 км).

Проснувшись рано утром, мы почувствовали свежее дыхание гор. Утренняя прохлада бодрила и заставила поскорее отправиться в путь. Перекусили в кафе Ак-Бом, успешно успев позавтракать перед внушительной группой туристов на микроавтобусах. После чего проверили снаряжение и отправились дальше накручивать километры по Чуйскому тракту. 

На 744 км, недавно, в 2012 году в год 90-летия Чуйского тракта, был установлен памятник, посвящённый водителям Горного Алтая. В простонародии - памятник Кольке Снегирёву. История про него сохранилась в песне Михаила Михеева, которую можно почитать в прикреплённой к записи заметке, дабы не загружать и без того обширное моё повествование..Здесь хорошо сохранился участок старого Чуйского тракта, сложенный из камней руками заключённых советских лагерей. 


Пополнить запасы водой наших дорожных фляг мы остановились у водопада Ширлак на 759-м километре. Здесь, с высокого уступа срывается несколькими красивыми каскадами речка Текту. Водопад известен как Ширлак или Девичьи слёзы. Как и многие сильные, интересные места на Алтае, водопад Девичьи слезы имеет свою легенду. Легенда говорит о том, что во время нападений Джунгаров, одна девушка с братом убегали от преследователей по ложбине, но ложбина кончилась обрывом. Девушка и ее брат бросились вниз, чтобы не попасть в плен и разбились. С тех пор бежит по скале тонкий поток слез... 


Освежённые чистейшей водой мы так увлеклись дорогой, что проскочили ещё одно интересное место - порог Бегемот. Ежегодно, в начале мая здесь на реке Чуе проводят соревнования по водно-туристическому многоборью "Чуя-ралли". Порог имеет 5 категорию сложности и протяжённость порядка 800 метров. Увидеть своими глазами его не удалось, но вот шум порога был слышен с тракта прекрасно. 

Этими достопримечательностями с нами попращался Онгудайский район и, под мерное гудение велопокрышек об асфальт, мы пересекли границу Улаганского района. Далее ехали практически не останавливаясь, разве что перевести дух от красот: насладится их видом в видоискателе фотоаппарата, так же, периодически, пополняли запасы воды. 


Проезжая село Чибит трудно не заметить внушительного вида каменный забор. Со стороны, забор выглядит как крепость, а за ним скрывается от посторонних глаз усадьба владельца знаменитого шоколадного дома...Особенный контраст вызывают размеры и масштабы на фоне остальных, прочих жилищ местных жителей.. 

Признаться, этот отрезок оказался для нас одним из самых тяжёлых, ведь накопилась усталость и, теперь, каждый подъём вверх ощущался гораздо чувствительнее. 
Подъезжая к финалу отрезка пути, мы заметили кустарник спелой облепихи и не смогли удержаться. Её сладкий вкус до сих пор ощущается на языке, стоит только вспомнить этот прекрасный день. 

Уставшие и довольные мы въехали в Акташ. В переводе с алтайского "акташ" - "белый камень". Это бывший крупный горняцкий посёлок, выросший около месторождения ртути. Посёлок встретил нас внушительным колличеством фонарей вдоль дороги, грозовыми тучами, ручным добродушным верблюдом, радугой и заходящим солнцем. Расположились на ночлег и отдых в гостиничном комплексе Расул. Оставшееся время до сна мы провели на свежем воздухе, прогулялись немного по посёлку и насладились видами и конрастом местных пейзажей.


Акташ - Гейзерное озеро - источник Кара-Тын - 801 км - Акташ. (24 км).

Шестой день нашего путешествия на железных конях был разгрузочным. Мы оставили свои велорюкзаки в гостиннице и поехали в прогулочном темпе наслаждаться красотами окрестностей села Акташ. 


Первой достопримечательностью этого дня стало по истине сказочное место - Гейзерное озеро. Проход к нему устлан корой деревьев, тропа проходит по болотистой местности среди сочной травы. Потом трава сменяется хвойным лесом, пройдя сквозь который, оказываешься у необычайной красоты маленького озерца. Сразу же видна его уникальность - это цвет. Глубина озера около 2 метров, диаметр около 30 метров. Главная его особенность — термальные источнике бьющие посередине и выносящие на дно голубовато-синий ил, образуя красочный и причудливый вид. Над гладью озера можно наблюдать небольшое искажение поверхности воды, образованное как-раз термальными источниками. Определённо таинственное место, больше ничего не могу рассказать словами - нужно приехать сюда и ощутить душой. 


Далее по маршруту, в восьми километрах от Акташа, находится источник с минеральной водой Кара-Тын или Чёрная Душа. Добрыми людьми почитается как священное место. Водица, действительно вкусная. К сожалению, омрачило впечатление, как, в прочем, и у многих достопримечательностей - обилие мусора. Турист! ты едешь на машине/мотоцикле/на чём угодно, забери с собой свои бутылки\окурки\пакеты\тарелки и прочюу ерунду. Не оскверняй красоту и девственность природы! :/ 


Конечной точкой нашего маршрута, да и всего велопутешествия в целом, стала отметка 801 км Чуйского тракта - смотровая площадка, с которой открывается вид на заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта.. Здесь нас взяла досада от осознания финиша маршрута. Захотелось крутить педали дальше, ещё и ещё.. в Курайскую степь, до Ташанты, до Монголии... 


Вернувшись в Акташ, мы устроили прощальный ужин и очень душевно провели вечер. А на следующее утро, за нами приехала машина и мы всей дружной командой с велосипедами отправились назад в Горно-Алтайск. На машине то расстояние, что ехали 5 дней, покрыли за 4 часа...




Рассказываем о тонкостях путешествий по Алтаю

Каждую неделю мы пишем полезные и интересные заметки. Например, как подготовиться к пешему походу или что посмотреть на границе с Монголией.

В первом же письме вам придёт мини-книжка, в которой мы рассказываем главное, что должен знать любой планирующий поездку на Алтай. Коротко, но ёмко. К прочтению обязательно.

Планируете вы путешествие сейчас или просто думаете «а почему бы и нет?» — интересно будет в любом случае, обещаем.

Контакты
8 923 663 21 47
Whatsapp/Telegram